ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

Close

После переноса столицы в Санкт-Петербург Кремль был заброшен. Царский дворец после пожара 1701 г. не был восстанавлен и постепенно разрушался. В 1722 г., вероятно к намечавшейся коронации Екатерины I, Пётр повелел осмотреть древнее сооружение и составить опись и смету для его починки. Однако значительные повреждения не позволили выполнить необходимые для полного восстановления работы, поэтому ограничились лишь частичным ремонтом. Были перекрыты кровлями Архангельский и Благовещенский соборы, приведены в порядок Грановитая и Ответная палаты и часть Теремного дворца.

Локальное поновление проводились и перед последующими коронациями. При Анне Иоановне для ее временного пребывания в Москве в 1730 г. напротив здания Арсенала соорудили небольшой деревянный дворец по проекту архитектора В. Растрелли, который назывался «Анненгоф».

Императрица Елизавета Петровна пожелала иметь в Московском Кремле постоянную резиденцию и решила соорудить для себя новый дворец. Радея о сохранении преемственности отечественных традиций, она решила включить его в комплекс древних царских хором. С этой целью, в соответствии с указом императрицы, в 1749 г. по смете и чертежам, составленным архитекторами команды Д. Ухтомского еще в 1747 г., началась починка нижних ярусов дворцового комплекса, построенного в конце ХV в. итальянцем Алевизом Новым для Ивана III. Новый дворец предполагалось поставить на эти подклеты взамен обветшавших парадных палат старого дворца: Набережных – Столовой и Ответной и Средней Золотой.

Автором проекта дворца являлся архитектор В. Растрелли; надзор за строительством поручено было осуществлять архитектору Д. Ухтомскому, который также принимал непосредственное участие и в разработке декоративных деталей для оформления дворца. Резные украшения выполняли резчики Зимины. Законченный строительством в 1756 г., он стал называться Кремлевским Зимним дворцом, в отличие от Яузского Головинского, прозывавшегося Летним.

Новый одноэтажный дворец окружала открытая терраса, восстановленная на аркаде Алевизовского подклета. Сооружение имело в плане Г-образную форму, двумя главными фасадами выходя на набережную Москвы-реки и на Соборную площадь. Параллельно корпусу, обращенному к Соборной площади, с западной стороны стоял второй узкий двухэтажный флигель. Дворец был выполнен в типичных для творчества В. Растрелли барочных формах. Оба главных фасада имели симметричную композицию, они членились на прясла парными полуколоннами с резными капителями, центры фасадов были отмечены ризалитами, завершавшимися фигурными фронтонами со скульптурным изображением государственного герба. Оконные проемы украшали сложные наличники с лепниной. Барочная кровля с характерным переломом была украшена со стороны Соборной площади резными картушами, а в центре над ризалитом возвышался мансардный этаж. Перед фасадом, выходившим к Москве-реке, разбили Нижний Набережный сад, выполненный во французском стиле.

К концу ХVIII столетия дворец, снова много лет простоявший необитаемым, оказался непригодным для жилья, был слишком мал и не соответствовал моде. Ко дню коронации Павла I двум архитекторам М.Ф. Казакову и Н.А. Львову поручили выполнить проект перестройки дворца, включавший создание новых объемов. Ни один из созданных проектов не был осуществлен.

Уже после коронации, в 1798 г. по проекту Н.А. Львова было реконструировано лишь сооружение В.В. Растрелли. Надстройка вторым этажом средней части набережного корпуса и обработка фасадов в классическом стиле полностью изменили облик дворца. Восьмиколонный портик с открытым балконом наверху, треугольный фронтон и большое полуциркульное окно под ним, расположенные по центру фасада, придавали ему вид усадебного дома, а не императорской резиденции.

В 1812 г. здание пострадало от пожара, устроенного в Кремле отступающей наполеоновской армией.

К приезду в Москву Александра I в августе 1816 г. дворец был спешно восстановлен московскими архитекторами А.Н. Бакаревым, И.Л. Мироновским и И.Т. Таманским при участии архитектора В.П. Стасова. Однако восстановленный дворец оказался недостаточным для пребывания в нем императорской семьи со свитой, поэтому было решено надстроить весь его объем третьим этажом, что и было поручено тому же Стасову. Представленный автором проект перестройки был осуществлен в 1817 г. Фасады получили строгие классические формы. В их скульптурную отделку были введены мотивы военной атрибутики и изображения побед.

По мере роста роли Москвы как колыбели российского самодержавия возрастали требования и к представительности Кремля – императорской резиденции. Старый дворец и размерами и устаревшей архитектурой уже не удовлетворял запросам времени. В 1839 г. Николай I утвердил проект нового Большого Кремлевского дворца архитектора К.А. Тона. Новая резиденция русских императоров была возведена на месте Зимнего дворца, разобранного вместе с подклетом и аркадой конца ХV в.

Панорама Зимнего дворца Растрелли, вид с юга из ЗамоскворечьяВид на Зимний дворец Растрелли (слева) с Соборной площадиВид дворца после перестройки Львова, внизу руины Запасного дворцаЮжный фасад дворцаВид на западный фасад Кремлевского дворца 1823 г.Фрагмент южной панорамы Кремля с дворцом перед его сносомРазборка старого дворца перед строительством Большого Кремлевского дворца

ВВЕРХ