ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

Close

Царь - колокол.Царь - колокол.

С восточной стороны колокольни "Иван Великий" на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1735 г. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф. Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.

История колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Литейная яма была диаметром и глубиной в 10 метров, укреплена дубовым срубом и облицована кирпичом. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и мастер формовального дела П. Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора — это Ф. Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла. Через  некоторое время была обнаружена его утечка из печей, и плавку пришлось остановить.  Затем работы возобновились, но в августе 1735 г. мастер И.Ф. Моторин скончался, и завершение работ возложили на его сына Михаила. 

В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно закончилось, однако он оставался в яме, где происходила его дополнительная обработка – очистка, дочеканка и шлифовка поверхности. Там колокол и застал страшный Троицкий пожар, возникший в Кремле в мае 1737 г. После пожара были обнаружены трещины по нижнему валу колокола, две из них сошлись, отколов кусок весом 11,5 тонн.

Неоднократно возникали проекты извлечения Царь-колокола из ямы. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору О. Монферрану, строителю Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Под его руководством были построены леса над литейной ямой и сооружен подъёмный механизм, состоящий из блоков и канатов. Первая попытка поднять колокол оказалась неудачной. Повторная – увенчалась успехом: колокол извлекли из ямы за 42,5 минуты и как образец литейного искусства установили на восьмигранный кирпичный постамент, облицованный так называемым «диким камнем» Надзор за устройством постамента и установкой над колоколом бронзовой державы, отлитой по проекту О.Монферрана, осуществлял скульптор И.Л. Мироновский.

В 1837 г. на постаменте была закреплена мраморная доска с памятной надписью. В тексте имеется неточность: судили о времени отливки Царь-колокола по имеющейся на нём дате, а не по фактическому времени создания по документам.

Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.

Царь-колокол. ПодъемЦарь-колокол. Подъем колокола из ямыПостамент Царь-колокола изнутри.Царь - колокол.

Царь-колокол. Фрагмент с горельефным портретом императрицы Анны ИоановныЦарь-колокол. Фрагмент скульптурного декораЦарь-колокол. Фрагмент с горельефным портретом царя Алексея МихайловичаЦарь-колокол. Фрагмент с клеймом с именами Моториных

"Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее — о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела."

И.Д. Костина "Колокола Московского Кремля". Москва, 2007

ВВЕРХ