НЕСОХРАНИВШИЕСЯ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

Close
Впервые упоминается в летописи в 1625 г. При патриархе Филарете в 1630 г. с восточной стороны звонницы недалеко от церкви Черниговских чудотворцев, вероятно, на месте предшествующего, построен новый храм. С 1634 г. он именуется собором. Немногочисленные сохранившиеся планы Кремля того времени не дают изображения церкви Александра Невского.
Подробнее>>

Часовня Александра Невского, была построена в 1886 году на Красной площади по северную, правую, сторону отводной стрельницы Никольской башни Кремля в так называемом «русском стиле». Часовня была кирпичная, в плане квадратная, с высокими арочными дверными и оконными проемами. Перекрывал ее четырехгранный шатер, увенчанным главкой и крестом.
Подробнее>>

Мемориальный комплекс, посвященный Александру II, был сооружен по инициативе его сына императора Александра III в память о царе - реформаторе, царе-освободителе, отменившем в 1861 году крепостное право. Монумент заложили в 1893 году в юго-восточной части Кремля над склоном холма, обращенным к Москве-реке.
Подробнее>>

Церковь св. Алексея - второй каменный храм в Чудовом монастыре, построен по инициативе архимандрита Геннадия в 1483-1485 годах во имя его основателя - св. митрополита Алексея, умершего в 1378 году. Он располагался к юго-западу от соборного храма Чуда Михаила Архангела.
Подробнее>>

В 1333 году на набережной стороне Кремля Иван Калита строит пятый белокаменный храм Москвы во имя Архистратига Михаила. По преданию он был возведен на месте древней деревянной церкви. Храм был построен в одно лето: « …единого лета и почата бысть и кончана…». 20 сентября 1333 года церковь Архистратига Михаила была освящена митрополитом Феогностом.
Подробнее>>

Со времени учреждения в 1742 году Московской Епархии Московские архиереи пребывали в Кремле на территории Чудова монастыря в специально отведенных для них палатах. В 1776 году на месте старых архиерейских покоев, полуразрушенных в 1771 году во время «чумного бунта», возводится новый Архиерейский дом.
Подробнее>>

Церковь Благовещения стояла в низменной набережной части Кремля, издревле именуемой Подолом. В ХIV-ХV веках здесь располагались дворы, принадлежавшие, главным образом, знатному боярству. В начале ХV века западный угол Подола, примыкавший к кремлевской стене, отошел в великокняжеское владение.
Подробнее>>

Первое упоминание о домовом великокняжеском храме Благовещения встречается в летописях под 1398 г., но источники не говорят ни о материале, ни о дате постройки; они лишь констатируют факт его существования. Под 1405 г. летописи сообщают о подписании храма Благовещения, а одна из них указывает имена мастеров: это Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца.
Подробнее>>

Первая каменная церковь была построена старцами Троице-Сергиевской обители в 1460 г. на месте деревянной, упоминаемой в летописях с 1374 г. В 1480 г. из-за ветхости разобрана. В 1482 г. при Иване III построена вновь из кирпича. Вероятно, после пожара 1737 г. пострадавшее в огне здание разобрали. В 1754 г. был освящен заново выстроенный храм Богоявления. В 1764 г. Троицкое подворье в Кремле закрыто.
Подробнее>>

Часовня Великого Совета Ангел была построена в 1866-1867 годах на Красной площади по северную, правую сторону стрельницы Спасской башни Кремля. Она была выстроена из кирпича в так называемом «русском стиле». Часовня была квадратная в плане, с высокими арочными дверными и оконными проемами. Перекрывал ее пологий четырехгранный шатер, увенчанный главкой и крестом.
Подробнее>>

Часовня Великого Совета Откровения была построена в 1866-1867 годах на Красной площади по южную, левую сторону стрельницы Спасской башни Кремля. Она была выстроена из кирпича в так называемом «русском» стиле». Часовня была квадратная в плане, с высокими арочными дверными и оконными проемами. Перекрывал ее пологий четырехгранный шатер, увенчанный главкой и крестом.
Подробнее>>

Основательницей Вознесенского монастыря - одной из первых в Москве женской обители - летописцы называют супругу великого князя Дмитрия Донского княгиню Евдокию. Предположительно, он был основан после кончины великого князя в 1389 году. Расположение монастыря - с правой стороны от Спасских ворот - по преданию связано с местом, откуда княгиня Евдокия провожала и где встречала великого князя после доблестной Куликовской битвы.
Подробнее>>

Каменный собор Вознесенского монастыря был заложен великой княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского в 1407 году. Через полмесяца после начала строительства княгиня, в иночестве Евфросиния, умерла. Через несколько лет строительство продолжила ее невестка, жена Василия I Софья Витовтовна, но к 1415 году, когда пожар частично уничтожил монастырь и нанес ущерб строящемуся храму, успела подвести здание только под барабан.
Подробнее>>

Вопрос о строительстве нового здания для хранения ценных казенных вещей, находящихся в ведении Мастерской и Оружейной палаты, возник в середине ХVIII века в связи с острым недостатком места для их размещения. Старинные предметы царского обихода, в том числе регалии, ружья, золотая и серебряная посуда располагались в неприспособленных для их содержания помещениях, многие из них не имели атрибуции и не были включены в описи.
Подробнее>>

Когда и по какому поводу в монастыре впервые была построена церковь Екатерины точных сведений нет, но в ХVII веке Екатеринин день после Вознесения был вторым по значению монастырским праздником. В качестве придела церковь Екатерины упоминается в 1626 году, но местонахождение его неизвестно. В 1686 году строится новая церковь над воротами в трапезной палате.
Подробнее>>

В начале 1600-х годов царь Борис Годунов, стремясь утвердиться на троне и завоевать признание народа, затеял в Кремле большое каменное строительство, чтобы в голодные годы «людям питатися». В 1601-1603 годах на месте стоявших на взрубе деревянных хором сыновей Ивана Грозного были сооружены обширные трехэтажные каменные палаты, получившие позднее название Запасного дворца.
Подробнее>>

После переноса столицы в Санкт-Петербург Кремль был заброшен. Царский дворец после пожара 1701 г. не был восстановлен и постепенно разрушался. В 1722 г., вероятно к намечавшейся коронации Екатерины I, Пётр повелел осмотреть древнее сооружение и составить опись и смету для его починки.
Подробнее>>

В 1329 году Иван Калита, возвратившись из похода на Псков, в котором он мирным путем добился изгнания Александра Тверского из города и заключил мир с псковичами, заложил на Москве вторую после Успенского собора каменную церковь во имя Иоанна Лествичника. Есть предположение, что храм этот был возведен по обету, в знак благодарения за мирное окончание междоусобицы, так как день этого святого приходился как раз на дни похода.
Подробнее>>

В 1847 году у стены Боровицкой башни Кремля была организована Часовня Иоанна Предтечи. Через эту часовню проходили в церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая была устроена тогда же в башне.
Подробнее>>

Летописное сведение о начале строительства Казенной палаты относится к 1484 году. Вероятно, до этого времени в качестве казнохранилища использовался подклет старого Благовещенского собора. Палата была заложена при Иване III одновременно с новой Благовещенской церковью и примыкала к ней с восточной стороны: «...князь велики Иван Васильевич всея Руси заложил церковь камену Благовещение пресвятыя Богородица на своем дворе, ...а за церковию полату заложил».
Подробнее>>

При строительстве в конце ХV в. каменного великокняжеского дворца Ивана III архитектор Алевиз Фрязин одновременно с ним возвел стену из кирпича от дворца до Боровицкой стрельницы, дополнительно защитившую княжеский двор с набережной стороны. Аналогичная ограда с воротами отделила Передний государев двор с запада. На плане «Кремленаград» начала 1600-х годов в западной стене изображены два арочных проема: большой для проезда и малый для прохода.

Храм Константина и Елены в Кремле был посвящен римскому императору и его матери, канонизированным церковью за христианизацию в IV веке Римского государства. Впервые храм упоминается летописцами в 1470 году в связи с пожаром в Москве, возникшим на Подоле вблизи церкви. Вероятно, в тот период она была деревянной и стояла в юго-восточном углу города неподалеку от Тимофеевских ворот.

На территории, примыкавшей к Кремлевской стене с северной стороны от Боровицкой башни, в последней четверти ХV века располагался двор Удельного Верейского князя Михаила Андреевича. По соседству с этим двором "за Лазарем Святым", то есть за нынешней церковью Рождества Богородицы, находились дворы итальянских архитекторов, приглашенных Иваном III для строительства в Кремле: Пьетро Антонио Солари и Аристотеля Фиораванти.

С объединением к концу ХV в. русских земель в единое государство, ростом его могущества и развитием международных связей возрастали роль и престиж государственной столицы - города Москвы. Это побудило великого московского князя Ивана III начать строительство более представительной княжеской резиденции в Кремле.

Храм во имя преподобного Михаила Малеина, тезоименитого первому русскому царю из династии Романовых, первоначально существовал в монастыре как придел у собора Вознесения. Прозвание «Малеин» святой получил от горы на Афоне, где он проводил подвижническую жизнь. Придел, впервые упоминаемый в 1617 году, вероятно, был устроен матерью молодого царя Михаила Федоровича инокиней Марфой, поселившейся в монастыре в 1613 году.

Часовня Николая Чудотворца, была возведена 1886 году на Красной площади по южную, левую сторону стрельницы Никольской башни Кремля в так называемом "русском стиле". Кирпичная, в плане квадратная, с высокими арочными дверными и оконными проемами, она была перекрыта четырехгранным шатром, увенчанным главкой и крестом.

Поводом для строительства в Кремле каменного храма, посвященного высоко чтимому на Руси святителю Николаю, послужила доставленная в Москву чудотворная икона святого, найденная близ города Белева на реке Гостуни, от которой и произошло его название. На южной стороне Ивановской площади стоял древний деревянный храм Николы Льняного, в котором прежде освящали холсты и лен.
Подробнее>>

Первое специальное здание для хранения государственных ценностей было выстроено в Кремле при Иване III в 1485 году и называлось Казенная палата. В ХVI-ХVII веках при царском дворе создается целый комплекс художественных мастерских и хранилищ, где изготавливались и содержались драгоценные предметы царского обихода. В него входила и Оружейная палата, ведающая оружием и воинскими доспехами.
Подробнее>>

Часовня Печерской Богоматери была возведена по всей вероятности в XIX веке над первым ярусом перехода из церкви Ризположения в Теремной дворец. Часовня представляла собой небольшое прямоугольное в плане сооружение, поднятое в высоту настолько, чтобы икона Печерской Богоматери, располагавшаяся в нише центральной закомары западного фасада храма, вошла в его интерьер.
Подробнее>>

В ХVI веке расширение внешних связей России потребовало создания специального Посольского приказа. До 1564 года он, наряду с остальными приказными службами, размещался в деревянном строении.
Подробнее>>

В ХVI веке управление государством усложнилось. Разросшийся административный аппарат потребовал специальных зданий для его размещения. При Иване Грозном на боярских дворах стали ставить «дьячи избы». Постепенно сформировались приказы: Посольский, Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Разбойный, Ямской и прочие.
Подробнее>>

По преданию церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору являлась первым христианским храмом Москвы. Построенная из дерева, как предполагается, в ХII веке, она, вероятно, была сооружена на месте древнего языческого капища, как это и практиковалось во времена первого крещения русских племен.

Памятник великому князю С.А. Романову - генерал-губернатору Москвы был сооружен на месте его гибели - с северной стороны Сенатской площади, недалеко от Никольской башни.

Каменная церковь была создана в 1558 году, т.е. почти одновременно с Покровским собором на Рву. Это единственный известный нам шатровый храм в Кремле. В 1661 г. при нем выстроена придельная церковь во имя Федора Стратилата.

Собор во имя Спаса Преображения - третий каменный храм, возведенный Иваном Калитой в Кремле. Собор был построен в 1329-1330-х годах возле великокняжеского двора, располагавшегося на высоком мысу Боровицкого холма в юго-западной части Кремля.

Средняя Золотая палата была возведена в 1499-1508 годах. Она входила в ансамбль нового каменного дворца, строительство которого затеял великий князь Иван III еще в 1492году. Однако, сооружение кирпичных стен вокруг Кремля, а также два опустошительных пожара, последовавших один за другим в 1493 году, не позволили продолжить начатую им постройку.

Сретенский собор был сооружен в 1561г. в качестве домового храма при новых деревянных хоромах, построенных Иваном Грозным для своих сыновей - царевичей Ивана и Федора. Деревянный жилой дворец был поставлен на "взрубе" - специальной конструкции, состоящей из засыпанных землей срубов, укрепляющих склон холма.

Впервые упоминается в летописи в 1460 г., но, предположительно, возникло еще при жизни Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Располагалось против Троицких ворот Кремля, к северу от великокняжеского двора. Троицкое подворье именовалось также Богоявленским монастырем по имени главной Богоявленской церкви.

Московский князь Иван Калита, стремясь к объединению русских земель под крышей своего княжества, задумал сделать Москву общерусским политическим и религиозным центром. С этой целью он пригласил из Владимира на постоянное жительство в Москву митрополита Петра, и с 1326 года город сделался столицей русской митрополии.

На плане "Кремленаград" начала 1600-х годов с восточной стороны колокольни Ивана Великого и церкви Рождества Христова на Ивановской площади изображен небольшой храм с одной главой, возвышающейся над горкой кокошников, и с двумя приделами по бокам. Это собор Черниговских чудотворцев князя Михаила и его боярина Федора, замученных в орде за несоблюдение языческих обрядов.

Через восемь лет после основания Чудова монастыря, в 1365 году, вероятно на месте прежде построенной деревянной церкви, митрополит Алексей "…заложи церковь камену во имя святого архангела Михаила…". Собор был построен и освещен "…единаго лета…", что свидетельствует о незначительных размерах этого сооружения.

Мужской Чудов монастырь в Кремле был основан митрополитом Алексеем, как полагают исследователи, в 1358 году в память о чуде исцеления им татарской царицы Тайдулы, которое, судя по времени отъезда митрополита в Орду, могло произойти 6 сентября в день праздника Чуда Михаила Архангела в Хонех.
ВВЕРХ