МАЛАЯ (НАБЕРЕЖНАЯ) ПАЛАТА

Close

С объединением к концу ХV в. русских земель в единое государство, ростом его могущества и развитием международных связей, возрастали роль и престиж государственной столицы – города Москвы. Это побудило великого московского князя Ивана III начать строительство более представительной княжеской резиденции в Кремле.

Княжеские хоромы традиционно располагались вдоль кромки Кремлевского холма и с западной стороны Соборной площади. Здесь ранее находились хоромы Ивана Калиты. На реку выходили Набережные сени со Златоверхим Теремом Дмитрия Донского, а на месте ныне существующей Грановитой палаты стояла деревянная «Гридня с теремом».

Создание нового каменного дворца началось с возведения палат для парадных приемов. В 1487 году итальянский мастер Марко Руффо (Фрязин) заложил вдоль реки к западу от Благовещенского собора Малую палату, именовавшуюся впоследствии Набережной, а к северу от него Большую, или Грановитую палату. До постройки последней Малая палата служила парадной приемной.

Об архитектуре несохранившейся Набережной палаты можно судить по дошедшим до нас обмерным чертежам дворцовых сооружений, выполненным в середине ХVIII века архитектором Д. Ухтомским и его командой. Вытянутое вдоль бровки Боровицкого холма, двухэтажное каменное здание, перекрытое сводами, состояло из двух палат - Столовой и Ответной, при каждой свои сени. Столовая палата в плане была шире Ответной, но обе объединялись общей кровлей. Вход в них осуществлялся с северной стороны с гульбища, устроенного над подклетным этажом. Угловая Столовая палата с центральным столбом, несущим своды, имела трехстороннее освещение. Несмотря на последующие перестройки, архитектура фасада сохранила черты итальянского средневековья. Так здание завершалось высоким карнизом с характерным аркатурным пояском в верхней части.

Полуциркульные окна второго этажа, обрамленные архивольтом, отличались по размеру в зависимости от освещаемого ими помещения. Столовая палата имела более широкие и высокие окна. Этажи разделялись карнизом, напоминающим «поребрик». Прямоугольные окна первого этажа с треугольными фронтонами, очевидно, были устроены в ХVII в. при закладке первоначальной аркады. Часть северного фасада Набережной палаты хорошо видна на миниатюре 1673 года из «Книги об избрании на царство…». Здесь показана двухцветная кровля в шашку, высокий карниз, арочные окна и широкий дверной проем с полуциркульным завершением, ведущий в сени Столовой палаты. Проем оформлен прямоугольным порталом с резным фигурным навершием.

Пожар 1493 года, причинивший большой урон государству, надолго задержал дальнейшее строительство нового дворца. Работы были возобновлены лишь в 1499 году. Итальянский архитектор Алевиз Новый, продолживший создание дворцового комплекса, включил в него построенную ранее Набережную палату. Составлявшие ее две палаты стали именоваться Панихидная и Посольская. Вновь построенная Средняя (Золотая) палата, выходившая на Красное крыльцо, обращенное к Соборной площади, также предназначалась для торжественных приемов.

В 1752 г. обе палаты, как и Средняя (Золотая) из-за ветхости были разобраны и на их подклетном этаже, после его укрепления, в 1753 г. возвели новый Зимний дворец по проекту В.В. Растрелли.

Фрагмент миниатюры 1673 г. из книги «Избрание на царство…»Общий план царского дворца в Кремле в ХVII вСхематический рисунок общего вида царского дворца в конце ХVII в.

ВВЕРХ