ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

Close

Царь - колокол.Царь - колокол.

С восточной стороны колокольни "Иван Великий" на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1735 г. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф. Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.

История колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами.Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Литейная яма была диаметром и глубиной в 10 метров, укреплена дубовым срубом и облицована кирпичом. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и мастер формовального дела П. Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора — это Ф. Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла. Через  некоторое время была обнаружена его утечка из печей, и плавку пришлось остановить.  Затем работы возобновились, но в августе 1735 г. мастер И.Ф. Моторин скончался, и завершение работ возложили на его сына Михаила. 

В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно закончилось, однако он оставался в яме, где происходила его дополнительная обработка – очистка, дочеканка и шлифовка поверхности. Там колокол и застал страшный Троицкий пожар, возникший в Кремле в мае 1737 г. После пожара были обнаружены трещины по нижнему валу колокола, две из них сошлись, отколов кусок весом 11,5 тонн.

Неоднократно возникали проекты извлечения Царь-колокола из ямы. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору О. Монферрану, строителю Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Под его руководством были построены леса над литейной ямой и сооружен подъёмный механизм, состоящий из блоков и канатов. Первая попытка поднять колокол оказалась неудачной. Повторная – увенчалась успехом: колокол извлекли из ямы за 42,5 минут и как образец литейного искусства устанавили на восьмигранный кирпичный постамент, облицованный так называемым «диким камнем» Надзор за устройством постамента, установкой над колоколом бронзовой державы, отлитой по проекту О.Монферрана, осуществлял скульптор И.Л. Мироновский.

В 1837 г. на постаменте была закреплена мраморная доска с памятной табличкой. В тексте надписи имеется неточность в дате: судили о времени отливки Царь-колокола по имеющейся на нём информации, а не по фактическому времени создания по документам.

Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.

Царь-колокол. ПодъемЦарь-колокол. Подъем колокола из ямыПостамент Царь-колокола изнутри.Царь - колокол.

Царь-колокол. Фрагмент с горельефным портретом императрицы Анны ИоановныЦарь-колокол. Фрагмент скульптурного декораЦарь-колокол. Фрагмент с горельефным портретом царя Алексея МихайловичаЦарь-колокол. Фрагмент с клеймом с именами Моториных

"Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее — о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела."

И.Д. Костина "Колокола Московского Кремля". Москва, 2007

ВВЕРХ