АНСАМБЛЬ КОЛОКОЛЬНИ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»
CloseАнсамбль колокольни «Иван Великий» расположен на границе между Соборной и Ивановской площадями и является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трёх с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трёх разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.
Колокольня «Иван Великий»
Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505–1508 гг. вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника «иже под колоколы», возведенной при Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение — «восьмерик на восьмерике» высотой около 60 м, завершающееся главой. В первом ярусе был размещён престол древнего храма.
В конце ХVI в. Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив её высоким барабаном с золочёной главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 м. На протяжении двух веков «Иван Великий» оставался самым высоким зданием на Руси. Необычайная легкость и стройность башнеобразного сооружения достигается композиционным построением объёмов: каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и по высоте и имеет слегка выраженную коническую форму. Два нижних яруса завершаются открытыми звонами. Верхний звон, находящийся в основании третьего восьмерика, плавно переходит в круглый барабан, верх которого увенчан главой. Гладь стен в каждом ярусе прорезана щелевидными окнами, в барабане они ложные. Декор колокольни: угловые лопатки, неглубокие ниши-впадины и фигурные межъярусные карнизы, — сдержан и лаконичен. Верх барабана украшен золочёной памятной надписью, возвещающей о начале правления династии Годуновых.
Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.
В 1812 г. французские оккупанты пытались взорвать ансамбль колокольни «Иван Великий» при отступлении из Москвы. При этом колокольня была лишь слегка повреждена и в 1814–1815 гг. восстановлена.
В ХХ в. памятник неоднократно реставрировался. Исследования показали, что в древности кирпичные фасады с белокаменными деталями имели натуральный цвет.
В настоящее время в этом уникальном памятнике древнерусской архитектуры открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.
Успенская звонница
Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни «Иван Великий», было возведено в 1814–1815 гг. архитекторами Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVI в. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объёма. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала ХIХ в. Над трёхпролётной звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золочёной главой, по масштабу близкий завершению колокольни. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гастунского, построено в 1849–1852 гг. архитектором К.А. Тоном.
О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532–1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в 1543–1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже «Кремленаград» начала 1600-х годов. В течение ХVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившую название Успенской.
В настоящее время на первом этаже звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.
Филаретова пристройка
Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814–1815гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624 г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка. Архитектурная обработка фасадов аналогична фасадам главной звонницы.
Сейчас в памятнике располагаются научные отделы музея.