СОБОР СПАСА НА БОРУ

Close

Вид на церковь Спаса на Бору и Теремной дворец в Кремле. Начало XIX в.Вид на церковь Спаса на Бору и Теремной дворец. Первая четверть XIX в.

Собор во имя Спаса Преображения – третий каменный храм, возведенный Иваном Калитой в Кремле. Собор был построен в 1329-1330-х годах возле великокняжеского двора, располагавшегося на высоком мысу Боровицкого холма в юго-западной части Кремля. Храм строился по благословению митрополита Феогноста, пребывавшего тогда в Киеве. Одновременно с собором Калита заложил здесь и монастырь со степенью архимандрии. Одноименная церковь, вероятно деревянная, и монастырь ранее уже существовали на этом месте. Иван Калита придал ему статус придворного монастыря с дворцовым храмом Спаса Преображения, ставшим местом княжеских захоронений. В 1331 году здесь была погребена жена Ивана Калиты.

Западный фасад Кремлевского дворца 1823 г., на переднем плане церковь Спаса на Бору, справа Теремной дворец. Рисунок первой половины ХIХ в.Литография. Вид на церковь Спаса на Бору, Теремной и старый Кремлевский дворцы. 1825 г.

Князь «церковь ту украси иконами и книгами, и сосуды и всякими узорочьи…». При жизни Калиты интерьер собора оставался нерасписанным. Лишь в 1345-1346 годах русские мастера – ученики греческих живописцев, приглашенные княгиней Анастасией – женой Симеона Гордого, покрыли его стены фресками.

В 1350 году к храму с запада был пристроен притвор – придел, судя по обнаруженным здесь в 1836 году захоронениям, предназначавшийся для усыпальницы.

В центре во дворе церковь Спаса на Бору. Ф. Алексеев, начало 1800-х г.г.Церковь Спаса на Бору, вид с юго-запада. Рисунок 1880-х гг.

Впоследствии Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался: в 1527 году Василием III, в 1554 году при Иване Грозном после московского пожара. Постепенно его объем обрастал пристройками с придельными церквями. К 1635 году при нем числилось одиннадцать приделов. После постройки в ХVII веке новых Теремных церквей храм стал использоваться в качестве прихода для дворцовой прислуги, а к концу ХVIII века пришедший в запустение и сильно обветшавший, был полностью разобран и заменен новым из большемерного кирпича. Как предполагают исследователи он копировал предшествующий храм первой трети ХVI века, в свою очередь возможно повторивший в общих чертах постройку Ивана Калиты. Строительство нового храма велось под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова. Графических документов по этому этапу строительства не найдено, но сохранились живописные изображения храма конца ХVIII – начала ХIХ века. В период строительства Большого Кремлевского дворца в 1830-1850-х годах собор был отреставрирован по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера. Выявив три строительных периода в истории храма, он убрал поздние пристройки, восстановил первоначальное завершение и древнюю форму оконных проемов.

Самое древнее изображение церкви Спаса на Бору мы видим на плане Кремля начала 1600-х годов, где он показан с одной главой над центральным объемом, с тремя апсидами, с позакомарным покрытием и дополнительными рядами кокошников под главой. С северной и южной сторон к собору примыкают приделы. Четвертая глава, очевидно, принадлежит западному притвору - приделу.

Литография. Вид церкви Спаса Преображения на Бору и Большого Кремлевского дворца. 1825 г.Спаса на Бору. Вид с юго-запада. Рисунок конца ХIХ века.

Если принять версию, что дошедшее до нашего времени сооружение в основе своей повторило древнюю постройку Ивана Калиты, то собор 1329-1330-х годов был четырехстолпным трехапсидным одноглавым храмом с повышенными подпружными арками под барабаном, с крестообразными в плане столбами, лопатками на стенах и тремя перспективными порталами. Будучи дворцовым храмом, он, очевидно, имел хоры: в северной стене позднего западного притвора, вероятно повторившего древний, находилась внутристенная лестница. Однако аналогичное объемно-планировочное решение можно приписать и постройке первой трети ХVI века. Возможно храм, по аналогии с Успенским собором, изначально имел придел – «застенок» в виде отдельно стоящего объема у северо-восточного угла, где, в соответствии с письменными источниками, в 1396 году был погребен Стефан Пермский. Южная и западная галереи, восстановленные Ф.Ф. Рихтером, а также юго-восточный придел могли принадлежать собору 1527 года.

План собора Спаса на Бору. Чертеж середины ХIХ в.Собор Спаса на Бору, вид с юго-запада. Фото конца ХIХ - начала ХХ вв.

В 1933 году, в связи с пристройкой к северному фасаду Большого Кремлевского дворца нового корпуса с обслуживающими помещениями, собор Спаса на Бору был уничтожен. При его разборке в кладке фундаментов обнаружили белокаменные блоки с резным орнаментом, по технике и рисунку близким орнаментальной резьбе Успенского собора в Ростове Великом начала ХIII века, а также декору более поздних храмов Звенигорода и Троице-Сергиевской лавры. Эти орнаментированные камни, вероятно принадлежавшие собору Ивана Калиты, были использованы вторично при его перестройке.

Собор Спаса на Бору, разрез восток-запад. Чертеж середины ХIХ в.Церковь Спаса на Бору в Московском Кремле с гравюры XVIII в. М.Ф. Казакова

ВВЕРХ