ГАЛЕРЕЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ

Close

Вопрос о строительстве нового здания для хранения ценных казенных вещей, находящихся в ведении Мастерской и Оружейной палаты, возник в середине ХVIII века в связи с острым недостатком места для их размещения. Старинные предметы царского обихода, в том числе регалии, ружья, золотая и серебряная посуда располагались в неприспособленных для их содержания помещениях, многие из них не имели атрибуции и не были включены в описи. Старая Казенная палата, построенная еще в конце ХV века, к этому времени пришла в крайне тяжелое техническое состояние, что приводило к порче древних реликвий, хранящихся в ней.

Для определения места расположения нового здания Оружейной палаты и разработки проекта был призван архитектор Д.В. Ухтомский, который предложил полную разборку ветхой Казенной (Наугольной) палаты, располагавшейся с восточной стороны Благовещенского собора и строительство на ее месте новой Галереи Оружейной палаты. Проект включал также частичную реконструкцию старого здания Присутственных мест с южной стороны собора.

К осени 1756 года большая часть Казенной палаты была разобрана и началась закладка новых фундаментов. В соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны постройку галереи предполагалось завершить в следующем году. Однако строительство растянулось на восемь лет из-за несогласованности между Сенатом и Мастерской и Оружейной палатой в вопросе о необходимости разборки последней четвертой стены старой Казенной палаты, граничившей с папертью Благовещенского собора, на которой настаивал автор проекта. Возражение императрицы и Сената было вызвано опасением за сохранность верхнего придела Святого Георгия, расположенного вблизи этой стены над южной папертью собора; а также желанием сохранить древнюю живопись и резьбу, украшавшую стены и своды паперти, примыкавшей к аварийной стене.

После урегулирования этого вопроса возведение галереи планировалось завершить в 1762 году ко дню коронации уже другой императрицы – Екатерины II, но и к этому сроку здание не было завершено. Строительство закончилось лишь в 1764 году.

Судя по сохранившимся авторским чертежам, новое трехэтажное здание имело в плане форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг и разделенного двумя рядами кирпичных опор на три галереи, перекрытые сводами. Фасадные стены разделялись по горизонтали сложными карнизами и имели три ряда широких арочных окон. Простенки первого этажа были обработаны рустом, а двух верхних этажей – парными колоннами. Средний этаж имел наибольшую высоту. При ясном и строгом объемно-планировочном решении всего здания, свойственном классицизму, декоративные детали оформления фасадов еще носили барочный характер. Так, оконные проемы двух верхних этажей украшали картуши, а по бокам треугольного фронтона, венчающего средний пролет торцевого фасада, выходящего на Соборную площадь, стояли две барочные скульптуры.

Галерея Оружейной палаты стало первым сооружением в Кремле, носившем черты классицизма.

К сожалению, этому творению Д.В. Ухтомского был отпущен короткий век. Срок его службы оказался меньше, чем продолжительность строительства. В 1771-1772 годах, в период подготовки к возведению нового Кремлевского дворца по проекту архитектора В.И. Баженова, здание Галереи Оружейной палаты было полностью разобрано.

Проект галереи Оружейной палаты, планПроект галереи Оружейной палаты, разрезПроект галереи Оружейной палаты, фасад

ВВЕРХ