ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Close

01#Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору. 1508-1847 гг. Заказчик Василий III Иванович.Вид дворца и Соборной площади с востока, слева церковь Иоанна Предтечи. Графика середины ХIХ в. 

По преданию церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору являлась первым христианским храмом Москвы. Построенная из дерева, как предполагается, в ХII веке, она, вероятно, была сооружена на месте древнего языческого капища, как это и практиковалось во времена первого крещения русских племен. Косвенным подтверждением этой мысли служат обнаруженные при разборке церкви в середине ХIХ века кости разных животных, находившиеся под полом каменного жертвенника, которые могли быть останками языческих жертвоприношений. Посвящение храма Иоанну Предтече указывает также на связь его с языческим персонажем Купалой, празднование которого совершалось накануне дня христианского святого.

Прибавление к названию церкви термина «на Бору» можно на основании записи летописца объяснить расположением ее среди леса, покрывавшего в то время Боровицкий холм.

 Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Западный фасад. Чертеж 1847 г.Слева - церковь Рождества Иоанна Предтечи, прямо - Боровицкая башня, справа Конюшенный двор. Ф.Алексеев, начало 1800-х г.г.Вид на церковь Рождества Иоанна Предтечи и Императорский дворец. Литография. 1840-е

 

Как указывают летописи, деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи в начале ХIV века при митрополите Петре стала соборной и стояла на митрополичьем дворе, располагавшемся в то время на вершине кремлевского холма недалеко от Боровицкой башни.

В 1461 году при Василии II Темном на месте деревянной была возведена одноименная каменная церковь на подклете. В это время территория у Боровицких ворот принадлежала уже великокняжескому двору и храм Предтечи оказался на его хозяйственной половине.

После большого пожара 1493 года церковь обрушилась и при Василии III в 1508 году была перестроена в кирпиче итальянским мастером Алевизом Новым.

С 1584 года при церкви упоминается придел св. Уара, посвященный памяти царевича Дмитрия, названного при рождении Уаром.

Изображения храма на первых планах Москвы и Кремля конца ХVI – начала ХVII веков противоречивы. Однако в большинстве случаев его стены завершаются тремя щипцами, над средним располагается повышенная центральная глава с барабаном на шатре или без него. Боковые членения также увенчаны небольшими шатрами или главками.

Во время пожара 1737 года здание пострадало, после чего было возобновлено архитектором Иваном Мичуриным.

На акварели начала 1800-х годов церковь показана с кровлей на восемь скатов, каждый фасад завершается одним щипцом. Над крышей поднимается центральный барабан, перекрытый куполом с маленькой главкой. Апсиды храма крыты под одну кровлю. Фасады расчленены пилястрами на три прясла, а по горизонтали двумя карнизами. С запада к церкви примыкает трапезная с небольшой двухъярусной звонницей на кровле.

Чертежи и рисунки первой половины ХIХ века изображают церковь уже без трапезной и звонницы. К западному входу пристроено крыльцо. Объем церкви поставлен на высокий цоколь, окруженный гульбищем с лестницей в юго-западном углу. С южной стороны к храму примыкает пониженный придел с полукруглой апсидой и главкой на барабане.

Изучая иконографию постройки, существовавшей до середины ХIХ века, ученые пришли к выводу, что в основе своей она сохранила храм Алевиза Нового начала ХVI века. В плане церковь представляла квадрат 10×10 м с тремя выступающими апсидами; четыре внутренних пилона имели крестообразную форму, характерную для памятников начала ХVI века. Декорация интерьера с элементами ордерной системы аналогична одновременному ему Архангельскому собору того же автора.

Упрощенная ордерная система присутствовала и на фасадах здания. Профилированный карниз делил фасады на два яруса. Каждый фасад первоначально завершался тремя закомарами, также отделенными от плоскости стен карнизом. Покрытие храма, вероятно, изначально было позакомарным.

Сохранившиеся изображения церкви говорят о неоднократных перестройках ее, последняя очевидно была после 1812 года.

Церковь Иоанна Предтечи, план, разрез. Четреж ХIХ в.Западный фасад Кремлевского дворца с надстройкой 1823 г., слева церковь Иоанна Предтечи. А. Дюран. Рисунок первой половины ХIХ в.

В 1847 году, после постройки нового Кремлевского дворца, повелением императора Николая I храм, именовавшийся в то время церковью св. Уара, был разобран, как нарушающий «…красоту вида на вновь выстроенный дворец из Замоскворечья». Любители старины старались спасти древнюю святыню от разрушения. Приверженцы сохранения храма считали, что панорама Кремля стала беднее после его разборки.

После сноса храма престол во имя св. Иоанна Предтечи был перенесен в Боровицкую башню, а придел св. Уара устроили при Архангельском соборе.

ВВЕРХ