ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

Close

В 1329 году Иван Калита, возвратившись из похода на Псков, в котором он мирным путем добился изгнания Александра Тверского из города и заключил мир с псковичами, заложил на Москве вторую после Успенского собора каменную церковь. Есть предположение, что храм во имя Иоанна Лествичника был возведен по обету, в знак благодарения за мирное окончание междоусобицы, так как день этого святого приходился как раз на дни похода. Строительство завершилось через три месяца, и первого сентября храм был освящен.*

Графических изображений храма не найдено. Сохранившиеся письменные источники не дают четкого представления о месте постройки и облике новой церкви. Некоторые сведения о ней можно получить из летописей, говорящих о перестройке храма в начале ХVI века, однако они противоречивы. Одна из летописей подчеркивает, что новую церковь заложили «не на старом месте», в то время как другие говорят о постройке ее «… на старом месте». В тех же записях о возведении нового храма с колокольней говорится, что старая церковь тоже была «под колоколы», то есть одновременно служила и колокольней.

Археологические раскопки, произведенные на Соборной площади в 1910-1911 годах с целью понижения ее уровня до первоначального, вскрыли к западу от нынешней колокольни, между Успенским и Архангельским соборами, основание белокаменного сооружения, судя по фотографии, восьмигранной формы, значительно уступающего по размерам современному восьмигранному столпу Ивана Великого. Позднее ученые сделали предположение, что это остатки церкви Иоанна Лествичника времени Ивана Калиты.

Храм был построен непосредственно после Успенского собора, что может свидетельствовать о важной роли этого сооружения в застройке Кремля. С возведением через четыре года Архангельского собора храм-колокольня занял центральное место на Соборной площади. Исходя из плана, это было столпообразное сооружение с церковью в первом ярусе и колокольней, расположенной над ней. Центральная вертикаль, являясь доминантой, собирала храмовый ансамбль воедино, что могло символизировать главную цель княжения Ивана Калиты – объединение русских земель под единым началом.

О столпообразном облике первого храма-колокольни может свидетельствовать и аналогичное построение последующего сооружения, сменившего древнее строение в 1505-1508 году, – ныне существующего столпа Ивана Великого. Вероятно, церковь Иоанна Лествичника «иже под колоколы» Ивана Калиты была первая на Руси башенная колокольня и до построения новых городовых стен выполняла функции дозорной или сторожевой башни Москвы.

Из летописи известно, что в 1346 году церковь Иоанна Лествичника была расписана живописью.

Церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника 1329 г.План расположения церкви Иоанна Лествичника времени Ивана Калиты на Соборной площадиОснование древней постройки, раскрытой при археологических раскопках на Соборной площадиОснование древней постройки, раскрытой при археологических раскопках на Соборной площадиНачало строительства колокольни в начале XVI в. с указанием местоположения колокольни и церкви Иоанна Лествичника 1329 г.Колокольня «Иван Великий»

В 1505-1508 годах, как уже говорилось выше, Иван III, обновляя Кремль, взамен обветшавшего и не отвечающего возросшей роли Московского княжества храма-колокольни выстроил одноименный новый. Он значительно превышал по размерам прежний и был сдвинут на восточную границу Соборной площади, положив тем самым начало формированию второй по значимости площади Кремля – Ивановской.

О церкви Иоанна Лествичника на тематическом сайте Колокольня «Иван Великий»>>

*Хотя колокольня «Иван Великий» является одним из ключевых памятников средневековой русской архитектуры, причины посвящения престола главной церкви-колокольни Москвы, как и церкви 1329 года, святому Иоанну Лествичнику по‑прежнему неизвестны. По одной из версий престол был посвящён патрональному святому одного из членов великокняжеской семьи, возможно — сына Калиты, Ивана Ивановича Красного. По другой — оба князя, сын и отец, имели покровителем одного святого — Иоанна Лествичника. Однако на печатях, привешенных к духовным грамотам этих князей, изображены другие святые. Поэтому исследователь Иван Егорович Забелин предположил, что выбор посвящения и замысел строительства имели политическую мотивацию: храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович. Многие разделяют позицию И.Е. Забелина и в наши дни, однако и его мнение является гипотезой.
(А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013).

ВВЕРХ