ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА МАЛЕИНА В ВОЗНЕСЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
CloseХрам во имя преподобного Михаила Малеина, тезоименитого первому русскому царю из династии Романовых, первоначально существовал в монастыре как придел у собора Вознесения. Прозвание «Малеин» святой получил от горы на Афоне, где он проводил подвижническую жизнь. Придел, впервые упоминаемый в 1617 году, вероятно, был устроен матерью молодого царя Михаила Федоровича инокиней Марфой, поселившейся в монастыре в 1613 году. Под 1618 годом в письменных источниках говорится о деревянной церкви Михаила Малеина. Возможно, при ней великая старица устроила придел св. Федора «иже в Пергии» в честь ангела своего мужа Федора Романова, с 1619 года – патриарха Филарета. О существовании этого придела сообщается в 1626 году.
В 1634 году, через три года после кончины инокини Марфы, царь Михаил вместо деревянной в течение одного лета выстроил каменную церковь Михаила Малеина. Она стояла к северу от Спасских ворот, алтарной частью примыкая к крепостной стене. Строителями нового храма были подмастерья каменных дел Бажен Огурцов и Семейка Белой. Постройка колокольни, вероятно, относится к 1694 году, когда церковь обновлялась. Тогда же при храме был освящен придел Федора Пергийского.
В двухъярусном сооружении внизу находились кухня с погребами, вверху церковь, колокольня и общая трапезная. Высокий четверик храма завершался четырехскатной кровлей с небольшой главкой на глухом барабане. Три пониженные апсиды располагались вплотную к крепостной стене. С запада к церкви примыкала трапезная. Декор памятника типичен для архитектуры московского барокко ХVII в. Повышенный объем церкви выделялся спаренными трехчетвертными колоннами. Под кровлей храма проходил ряд профилированных кокошников, опирающихся на импосты, прорезанные сложным карнизом. Оконные проемы второго яруса обрамляли колончатые наличники с разорванными треугольными фронтонами. Нарядная, богато декорированная колокольня восьмигранной формы стояла над трапезной у северо-западного угла храма. Использованные в ее декоре колонны, аналогичные храмовым, подчеркивали углы граней. Над открытым арочным ярусом звона располагался восьмерик меньшего размера с небольшими арочными оконцами в прямоугольных нишах. Восьмерик завершался треугольными щипцами, над которыми возвышалась главка на граненом барабане. Закрытое крыльцо с лестницей, ведшей на второй ярус, было пристроено к северо-западному углу сооружения. С южной стороны под церковью находился проезд на хозяйственный двор, располагавшийся вдоль крепостной стены. Проезд закрывался деревянными воротами.
Этот храм пользовался особым покровительством первых царей из дома Романовых и имел много драгоценных вкладов.
В московском пожаре 1737 г. церковь Михаила Малеина с приделом сильно обгорели, но были восстановлены.
В 1808 году в церкви в качестве киотной иконы разместили древнюю белокаменную скульптуру Георгия Победоносца, выполненную в ХV веке для украшения Спасских ворот. После снятия ее с башни она сначала хранилась в церкви св. Георгия, построенной в 1527 году Василием III к югу от Вознесенского монастыря и перешедшей впоследствии в его ведение. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран в связи со строительством новой церкви вмч. Екатерины и конную статую св. Георгия перенесли в церковь Михаила Малеина.
В 1929 г. по решению Советского правительства храм Михаила Малеина вместе со всем монастырем был снесен. Св. Георгий – уникальный образец древнерусской каменной скульптуры во время уничтожения монастыря был разбит. Сейчас в Третьяковской галерее экспонируется фрагмент верхней части фигуры Георгия.