СОБОР СПАСА НА БОРУ
CloseСобор во имя Спаса Преображения – третий каменный храм, возведенный Иваном Калитой в Кремле. Собор был построен в 1329-1330-х годах возле великокняжеского двора, располагавшегося на высоком мысу Боровицкого холма в юго-западной части Кремля. Храм строился по благословению митрополита Феогноста, пребывавшего тогда в Киеве. Одновременно с собором Калита заложил здесь и монастырь со степенью архимандрии. Одноименная церковь, вероятно деревянная, и монастырь ранее уже существовали на этом месте. Иван Калита придал ему статус придворного монастыря с дворцовым храмом Спаса Преображения, ставшим местом княжеских захоронений. В 1331 году здесь была погребена жена Ивана Калиты.
Князь «церковь ту украси иконами и книгами, и сосуды и всякими узорочьи…». При жизни Калиты интерьер собора оставался нерасписанным. Лишь в 1345-1346 годах русские мастера – ученики греческих живописцев, приглашенные княгиней Анастасией – женой Симеона Гордого, покрыли его стены фресками.
В 1350 году к храму с запада был пристроен притвор – придел, судя по обнаруженным здесь в 1836 году захоронениям, предназначавшийся для усыпальницы.
Впоследствии Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался: в 1527 году Василием III, в 1554 году при Иване Грозном после московского пожара. Постепенно его объем обрастал пристройками с придельными церквями. К 1635 году при нем числилось одиннадцать приделов. После постройки в ХVII веке новых Теремных церквей храм стал использоваться в качестве прихода для дворцовой прислуги, а к концу ХVIII века пришедший в запустение и сильно обветшавший, был полностью разобран и заменен новым из большемерного кирпича. Как предполагают исследователи он копировал предшествующий храм первой трети ХVI века, в свою очередь возможно повторивший в общих чертах постройку Ивана Калиты. Строительство нового храма велось под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова. Графических документов по этому этапу строительства не найдено, но сохранились живописные изображения храма конца ХVIII – начала ХIХ века. В период строительства Большого Кремлевского дворца в 1830-1850-х годах собор был отреставрирован по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера. Выявив три строительных периода в истории храма, он убрал поздние пристройки, восстановил первоначальное завершение и древнюю форму оконных проемов.
Самое древнее изображение церкви Спаса на Бору мы видим на плане Кремля начала 1600-х годов, где он показан с одной главой над центральным объемом, с тремя апсидами, с позакомарным покрытием и дополнительными рядами кокошников под главой. С северной и южной сторон к собору примыкают приделы. Четвертая глава, очевидно, принадлежит западному притвору - приделу.
Если принять версию, что дошедшее до нашего времени сооружение в основе своей повторило древнюю постройку Ивана Калиты, то собор 1329-1330-х годов был четырехстолпным трехапсидным одноглавым храмом с повышенными подпружными арками под барабаном, с крестообразными в плане столбами, лопатками на стенах и тремя перспективными порталами. Будучи дворцовым храмом, он, очевидно, имел хоры: в северной стене позднего западного притвора, вероятно повторившего древний, находилась внутристенная лестница. Однако аналогичное объемно-планировочное решение можно приписать и постройке первой трети ХVI века. Возможно храм, по аналогии с Успенским собором, изначально имел придел – «застенок» в виде отдельно стоящего объема у северо-восточного угла, где, в соответствии с письменными источниками, в 1396 году был погребен Стефан Пермский. Южная и западная галереи, восстановленные Ф.Ф. Рихтером, а также юго-восточный придел могли принадлежать собору 1527 года.
В 1933 году, в связи с пристройкой к северному фасаду Большого Кремлевского дворца нового корпуса с обслуживающими помещениями, собор Спаса на Бору был уничтожен. При его разборке в кладке фундаментов обнаружили белокаменные блоки с резным орнаментом, по технике и рисунку близким орнаментальной резьбе Успенского собора в Ростове Великом начала ХIII века, а также декору более поздних храмов Звенигорода и Троице-Сергиевской лавры. Эти орнаментированные камни, вероятно принадлежавшие собору Ивана Калиты, были использованы вторично при его перестройке.