УСПЕНСКИЙ СОБОР

Close

Московский князь Иван Калита, стремясь к объединению русских земель под крышей своего княжества, задумал сделать Москву общерусским политическим и религиозным центром. С этой целью он пригласил из Владимира на постоянное жительство в Москву митрополита Петра, и с 1326 года город сделался столицей русской митрополии. Возросшее благосостояние Москвы позволило развернуть в Кремле – резиденции князя – строительство белокаменных храмов. Первой стала «церковь камена на Москве на площади» во имя Успения Богородицы, заложенная в самой высокой точке Кремлевского холма в 1326 году, на месте ранее существовавшей, как предполагается, деревянной. Она была задумана митрополитом Петром и Иваном Калитой в качестве первопрестольного храма Московского государства и усыпальницы московских митрополитов. Заложенный собственноручно первосвятителем Московским, собор был освещен 14 августа 1327 года накануне праздника Успения Богородицы. Митрополит Петр скончался, не дождавшись завершения строительства, и был похоронен с северной стороны храма близ жертвенника.

В 1329 году над гробницей первого московского святителя был сооружен придельный храм в честь спадения вериг св. апостола Петра – покровителя митрополита. Он был построен в течение двух месяцев после мирного окончания распри с псковичами, вероятно по обету.

Закладка Успенского собора митрополитом Петром в 1326 г.Петр закладывает Успенский собор в КремлеИзображение Успенского собора в клейме «Молебен у гроба Петра»

Как и все последующие культовые сооружения эпохи Калиты, первый Успенский собор был построен «в одно лето» и, следовательно, отличался незначительными размерами. Строители его неизвестны. Возможно, это были владимирцы или тверичи, освоившие ранее москвичей опыт белокаменного зодчества. Немногочисленные летописные и иконографические материалы наряду с натурными данными, полученными в результате археологических исследований, проведенных музеем в 1970-х годах, позволяют гипотетически восстановить его конфигурацию. Это четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с тремя пониженными притворами и примыкавшим с севера приделом-усыпальницей над погребением митрополита Петра. Такая трактовка не противоречит изображению этого сооружения в процессе строительства, хотя и весьма условному, на иконе начала ХV века, когда храм еще существовал. Аналогичное решение имел Георгиевский собор 1234 года в Юрьеве-Польском.

Еще меньше данных о внешнем архитектурном облике древнего Успенского собора.

Он изображен в клейме иконы «Митрополит Петр с житием» последней четверти ХV века как одноглавый со сложным планом и закомарами в покрытии. Аналогично храм показан и на иконе «Митрополит Алексий с житием» того же автора. Зная также церковную традицию повторять в богослужебных предметах архитектурные формы зданий, для которых они предназначались, можно предположить, что сосуд «Сион Большой» из Оружейной палаты Кремля, который датируется 1486 годом, копирует древний Успенский собор - одноглавый, с позакомарным покрытием и трехлопастными кокошниками в основании главы. Археологические находки в районе существующего Успенского собора говорят о наличии резного декора на фасадах древнего храма.

При соборе изначально существовал придел св. Дмитрия Солунского, располагавшийся, очевидно, в южной апсиде. В 1344 году собор был расписан греческими мастерами, украшен иконами и драгоценной церковной утварью. В 1459 году при митрополите Ионе в соборе был устроен придел Похвалы Богоматери также с южной стороны.

Через полтора века существования ветхий и тесный храм уже не отвечал возросшему значению Московского княжества и к 1472 году он был разобран для строительства на его месте большого ныне существующего Успенского собора, соответствовавшего новому общественно-политическому значению Московского государства как центра Русской земли.

Сосуд «Большой Сион»Успенский собор 1326-1327 гг.План Успенского собора 1326-1327 гг.

ВВЕРХ