ЧАСОВНЯ ВЕЛИКОГО СОВЕТА АНГЕЛ
CloseИз обнаруженных на сегодняшний день изображений часовен у Спасской башни, самое раннее принадлежит архитектору Кваренги. По всей вероятности, оно было выполнено в 1797 году, когда он приехал в Москву для участия в проектировании праздничного оформления коронационных торжеств по случаю вступления на трон Павла I. Еще до переезда в Россию Кваренги был широко известен как замечательный рисовальщик. Во время пребывания в Москве в 1797 году он создал серию рисунков, запечатлевших древнюю столицу. Один из этих рисунков «Вид Спасской башни с древней часовней на мосту» опубликовал Бартенев. Интересно, что здесь изображена только одна часовня – справа от ворот стрельницы. Но на картине Ф.Я. Алексеева 1801 года «Красная площадь в Москве» изображены две часовни – слева и справа от ворот стрельницы.
В 1803 году был произведен ремонт Спасской башни. Руководил им архитектор Еготов. По его рапорту от 6 октября 1803 года все было «исправлено и окончено порядочно». Бартенев пишет о том, что в ходе этого ремонта Спасская башня получила новый портал с массивными коринфскими колоннами, фланкирующими въезд в арку ворот со стороны Красной площади. Автором этого портала он называет В.Баженова, что не может быть, так как Баженов умер в 1799 году. При этом Бартенев добавляет, что одновременно с порталом, в 1803 году у ворот отводной стрельницы были построены новые часовни, «взамен древней». Современный исследователь архитектуры Бондаренко И.А. подтверждает факт возведения портала Спасской башни, хотя добавляет «по-видимому». Но о строительстве часовен в это время ничего не пишет.
Сам факт, что до 1812 года у Спасских ворот часовни были, подтверждают и документальные данные об их сносе в 1821 году и строительстве на их месте новых. Но были ли это часовни XVIII века или 1803 года – пока остается неясным.
В 1812 году Спасская башня едва избегла полного разрушения.
В 1815-1835 годы было проведено восстановление стен и башен Кремля по планам и фасадам архитектора О.И.Бове.
В 1821 году О.И.Бове по обе стороны Спасских ворот выстроил каменные часовни, крытые железом, так как «существовавшие здесь старые совсем не сходствовали с фасадом башни и на столь видном и открытом месте могли делать совершенное безобразие». Часовни установили на высокие фундаменты с парапетами, обнесенными решетками.» И.А.Бондаренко пишет: «Сказать, что они «сходствовали» с фасадом Спасской башни затруднительно, но надо учитывать, что въезд в ворота в то время был оформлен порталом с коринфскими колоннами. Часовни подчеркнули симметрию всей композиции и оттенили крупный масштаб въездного портала». (Красная площадь Москвы.М., 1991, с.137). Эти часовни простояли 45 лет, до 1866 года. Сохранились их достаточно многочисленные живописные изображения.
В 1866-1867 была осуществлена общая реставрация стен и башен Кремля. Ее проводили дворцовые архитекторы Шохин, Рихтер, Герасимов и другие. При этом, была удалена ампирная обработка лицевого фасада отводной стрельницы Спасской башни, а часовни были разобраны.
В это же время, то есть в 1866-1867 годах, по правой и левой стороне уже самой стрельницы Спасской башни были возведены новые часовни в так называемом «русском» стиле». Часовни были выстроены из кирпича, квадратные в плане, с высокими арочными дверными и оконными проемами и перекрыты пологими четырехгранными шатрами, увенчанными главками и крестами. Часовни были освящены 22 октября 1868 года. Принадлежали они Покровскому собору, что на Красной площади.
Главной иконой часовни Великого Совета Ангел был образ Христа Спасителя. На этой иконе к стопам Спасителя припадают Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. «Ангел Великого совета» – одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис IX, 6). Оно послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и др.) В образе Ангела Великого Совета Иисус Христос изображен в композиции «Спас Благое молчание». Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Иконография «Спаса Благое молчание» - святоотеческая и достаточно поздняя – не ранее XVI в.
Иконостас часовни обновлен в 1902 году.
Обе часовни были снесены в 1925 году.