ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР В ВОЗНЕСЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
CloseКаменный собор Вознесенского монастыря был заложен великой княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского в 1407 году. Через полмесяца после начала строительства княгиня, в иночестве Евфросиния, умерла. Через несколько лет строительство продолжила ее невестка, жена Василия I Софья Витовтовна, но к 1415 году, когда пожар частично уничтожил монастырь и нанес ущерб строящемуся храму, успела подвести здание только под барабан. Незавершенным и обгоревшим храм простоял полвека. Лишь в 1467 году вдова великого князя Василия II Темного решила возобновить обветшавший собор. Каменных дел мастер Василий Ермолин, автор первой на Руси реставрации разрушенного храма в Юрьеве Польском, сохранив старую постройку, переложил лишь полуразрушенные своды и обложил новым кирпичом и камнем обгоревшие стены. В том же году собор был освящен.
Простояв полвека и выдержав еще один пожар, храм в 1518 году повелением великого князя Василия III был «ветхости ради» разобран и заменен новым. Строителем его был итальянский архитектор Алевиз Новый, автор Архангельского собора. В 1521 году новый собор был завершен.
До недавнего времени ученые единодушно считали, что именно этот собор с перестройками и поновлениями сохранялся до начала ХХ века. При этом не принималось во внимание свидетельство летописей о строительстве при царе Федоре Иоанновиче, предположительно в 1587-1588 годах, нового каменного храма «…на Москве в Кремле-городе в Девиче монастыре у Вознесения, о пяти верхах, больши старово». Этому утвердившемуся мнению способствовало всеми отмечаемое сходство в архитектуре Вознесенского и Архангельского соборов.
В последней четверти ХХ века возникла другая версия строительной истории монастырского храма. Тщательное изучение чертежей ХIХ века архитектора Ф. Рихтера и обмеров собора перед его сносом в 1929 году позволили прийти к выводу о строительстве в конце ХVI века совершенно нового сооружения с сохранением его древнего предназначения – быть местом захоронения представительниц женской половины царствующего дома. За образец же его был взят Архангельский собор – усыпальница великих князей и царей.
Стремление Бориса Годунова – истинного правителя государства при слабом царе – поднять статус царицы, разделяющей трон с супругом, было отмечено еще В. Карамзиным. Тем самым Годунов – брат царицы – укреплял свою власть и оправдывал свое право на престол. Возможно, именно эти соображения послужили основанием для уравнивания значимости обоих храмов-усыпальниц, что сказалось в сходстве их внешнего облика, хотя монастырский собор несколько уступал в размерах государевой усыпальнице.
Дошедшие до нашего времени графические и фотоматериалы ХIХ – начала ХХ веков позволили сделать теоретическую реконструкцию собора конца ХVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм изначально завершался пятью световыми главами, форма которых не претерпела изменений во времени. Здание было поставлено на развитый профилированный цоколь. Фасады разделялись лопатками на три прясла. Их архитектурное оформление напоминало декор Архангельского собора. Первоначальное покрытие кровли было позакомарным.
Вероятно в начале ХVII века при соборе появились приделы, в том числе Михаила Малеина – покровителя царя Михаила Федоровича, существовавший до постройки в 1618 году одноименной отдельно стоящей деревянной церкви. В ХVII веке над северной папертью была надстроена ризница, а в конце его в соборе растесали окна. В 1730-х годах в северной паперти осветили придел Успения Богородицы, а с юга по велению императрицы Анны Иоанновны пристроили придел Всех Скорбящих Радости в память об ее умершей сестре.
В 1814 году после ухода французов храм был заново освящен. В 1880-е годы в преддверие 500-летнего юбилея монастыря собор отреставрировали с сохранением более поздней двухэтажной пристройки с северной стороны.
В Вознесенском соборе находились уникальные памятники древнерусского искусства: иконы, церковная утварь, книги. При разрушении его в 1929 году часть икон была передана Государственной Третьяковской галерее. Иконостас собора рубежа ХVII-ХVIII веков установили в церкви Двенадцати Апостолов.